О возможности получения отсрочки кредитных выплат, в связи с бушующей пандемией коронавируса, заявили уже более месяца назад. Однако практика показывает, что оформить их не так-то просто. Согласно статистическим данным отказ в кредитных каникулах получает около 85% от всего числа обращающихся. Между тем обязанность в их предоставлении утверждена законодательно. Как действовать заемщикам и у кого искать правду?
Резкий рост отказов – почему?
Напомним, что впервые о необходимости предоставления отсрочек по кредитным обязательствам заговорили еще в начале апреля 2020 года, а позже вышло соответствующее постановление Правительства. В документе говорилось, что получить право «отдохнуть» от ежемесячных взносов по займам могут те, кто пострадал от коронавируса. В частности, граждане которые докажут падение своих доходов на 30% и более.
Так почему же отказ в представлении кредитных каникул стал нормой? Центробанк комментирует ситуацию со статистикой следующим образом. Причина в том, что заявки массировано стали поступать еще до вступления закона в силу. Сегодня же ЦБ, действуя в законодательных рамках, настоятельно рекомендует банкам одобрять заявки тем гражданам, которые имеют на каникулы право. Если финансовые институты будут беспричинно отказывать, то им грозят регуляторные меры.
Однако, несмотря на все прояснения со стороны Центробанка, количество отказов все равно остается высоким. Экспертное мнение разделяется: одни считают, что программа распространяется только на ограниченную линейку кредитных программ, другие – что механизм работы финансовых отсрочек просто еще не отлажен до конца.
Право на получение льготы имеют только граждане, чей долг соответствует ряду критериев. Например, не превышает максимальной суммы.
Получил отказ – как действовать?
И так, банк не дает кредитные каникулы, а между тем, вы отвечаете всем установленным требованиям – что же делать? Искать правду стоит в Банке России. В организацию необходимо направить жалобу с четким описанием ситуации и документальными доказательствами противоправных действий финучреждения. Также следует пожаловаться в прокуратуру, Роспотребнадзор, местные органы власти. Например, через главу населенного пункта можно связаться с администрацией регионального отделения обслуживающего банка. Не исключается возможность, что специалисты местного отделения занимались самоуправством.
Запасные варианты
Напоминаем, что в РФ, кроме нововведенных положений, предусматривающих возможность оформления отсрочки людям, пострадавшим от карантина и самого COVID-19, есть и давно установленные механизмы. Например, кредитные каникулы могут оформить люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Они распространяются и на потребительские кредиты и на ипотечные.
Разрешить ситуацию может и суд: иск о форс-мажоре, прекращении/изменении обязательства, существенном изменении обстоятельств (ст. 401 ГК РФ, ст. 416-417 ГК РФ, ст. 450-451 ГК РФ).
При наличии отказа банка, клиент имеет полное право отдать иск в суд и требовать для себя оформления отсрочки. Положительное решение судебного органа заставит финучреждение сменить условия договора.
Кредитные каникулы — это официальная отсрочка платежей по займам на срок от 1 до 6 месяцев. В течение этого времени заемщики могут не вносить платежи по кредитам, но проценты по ссуде все равно будут начисляться. После окончания каникул общая сумма задолженности увеличится, т.к. предоставление льготного периода — это не подарок банка, а одна из его […]