Микрофинансовые компании выгодны и удобны, поэтому к ним обращается большое количество людей, но большинство из клиентов не слишком хорошо знают основные аспекты работы микрокредитного рынка, а также недостаточно хорошо читают подписываемые договора, что становится причиной жалоб. Какие из них обоснованные, а какие нет? Куда можно обратиться, если имеешь дело с халатностью МФО?
СРО
Каждая МФО состоит в одной из основных СРО (саморегулируемых организаций), которая и контролирует ее деятельность. Клиент может в свободном доступе (на сайте ЦБ РФ) найти информацию о том, какая СРО имеет шефство над его кредитором и направить туда жалобу в электронном варианте или получить консультацию по контактному номеру.
Жалоба на МФО в Центробанк
Регулятор тоже принимает жалобы от населения на неправомерные поступки со стороны МФО, но ЦБ РФ рекомендует немного другую схему для граждан.
Обратиться с претензией к обслуживающей кредитной компание
При невозможности уладить конфликт напрямую, обратиться в СРО
Центробанк последняя инстанция, но при необходимости он всегда готов дать консультацию по бесплатной горячей сети 8800 300-30-00 или же принять жалобу через интернет-приемную (обязательно подкрепленную документально). Уведомление о принятии жалобы обычно приходит на электронную почту в первые 72 часа, после подачи. Рассмотрение – до 30 суток, иногда больше.
Если МФО, с которой был заключен договор, не состоит не в одной саморегулируемой организации, то это «серая» компания, на которую изначально стоит жаловаться в ЦБ.
О каких нарушениях кредиторов стоит сообщать надзорным органам?
Вышеуказанные инстанции готовы рассмотреть любую жалобу, которая говорит о несоблюдении прав или законов. Вот самые основные поводы для обращения:
ставка выше указаний регулятора – на момент обращения в МФО;
начисление незаконных комиссий – к примеру, за досрочное внесение долга;
требования возврата большей суммы, чем предусмотрено законом – не более 1,5-кратной величины процентов и пеней;
разглашение личных данных – здесь можно дополнительно известить о происходящем Роскомнадзор;
увеличение процентов после выдачи средств;
выдача денег нелегальной МФО или недееспособному лицу;
мошеннические действия – оформление по чужим документам;
грубое нарушение правил работы службы взыскания.
Рассмотрена будет любая жалоба, даже если повод обращения не входит в стандартный список.
Прокуратура
Этот орган готов принять заявление от граждан, если в их отношении МФО предпринимала действия нарушающие законы РФ. Даже завышение процентов и увеличение максимальной суммы взыскания – это уже дело для прокурорской проверки.
Зачастую в прокуратуру обращаются при выявлении незаконной деятельности коллекторов:
превышение числа контактов, звонков, смс-уведомлений (не более 2 звонков в неделю или 8 в месяц, визиты чаще 1 раза в неделю);
оскорбления, угрозы;
беспокойство инвалидов 1 гр., женщин в «положении», больных людей на стацлечении.
Обращение в прокуратуру должно сочетаться с обращением в СРО, а также в другие надзорные инстанции.
Полиция
Здесь смогут помочь, если сама МФО или коллекторы превысили свои полномочия: угрожали, портили имущество, воздействовали физически. Нарушителям будет грозить административная или даже криминальная ответственность.
Кредитные каникулы — это официальная отсрочка платежей по займам на срок от 1 до 6 месяцев. В течение этого времени заемщики могут не вносить платежи по кредитам, но проценты по ссуде все равно будут начисляться. После окончания каникул общая сумма задолженности увеличится, т.к. предоставление льготного периода — это не подарок банка, а одна из его […]